Научно-исследовательский семинар |
Автор: аспирант Садченко Кристина |
31.03.2016 15:41 |
19 марта 2016 года кафедрой бухгалтерского учета и аудита Института экономики и землеустройства ФГБОУ ВО СПбГАУ под руководством д.э.н., профессора Бычковой Светланы Михайловны для магистрантов направления «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет. Анализ. Аудит» был организован научно-исследовательский семинар на тему «Введение в Достаточно Общую Теорию Управления». Докладчиком выступил к.э.н., доцент Ефимов Василий Викторович. Основные вопросы, которые были поставлены для изучения на семинаре: 1. Полная функция управления; 2. Способы управления; 3. Понятие «суперсистемы». Любой процесс, который представлен в нашем мире, можно описать как процесс управления или процесс самоуправления. Точно так же и процесс достижения цели прекрасно подпадает под вышеназванное описание, значит эффективность достижения поставленной задачи напрямую зависит от эффективности выбранной управленческой теории, от того насколько эффективно решаются благодаря этой теории поставленные задачи. С чего начинается управление? Кто-то скажет, что с создания какой-то компании, организации, комитета, иными словами с создания структуры. Кто-то более дальновидный предложит начать с бизнес-плана или с поиска каких-то ресурсов. Кто-то скажет, что в первую очередь необходимо поставить перед собой цель – и будет ближе всего к правильному ответу. Давайте рассмотрим процессы управления с позиций ДОТУ. Для начала дадим академическое представление о том, что такое управление по полной функции, из каких этапов состоит любой процесс управления Полная функция управления – это иерархически упорядоченная последовательность разнокачественных действий, включающая в себя: 1. Опознавание факторов среды (объективных явлений), с которыми сталкивается интеллект, во всём многообразии процессов Мироздания. 2. Формирование стереотипа (навыка) распознавания фактора на будущее. 3. Формирование вектора целей управления в отношении данного фактора и внесение этого вектора целей в общий вектор целей своего поведения (самоуправления). 4. Формирование концепции управления и частных целевых функций управления. 5. Организация и реорганизация целесообразных управляющих структур, несущих целевые функции управления. 6. Контроль (наблюдение) за деятельностью структур в процессе управления, осуществляемого ими и координация взаимодействия разных структур. 7. Ликвидация существующих структур в случае ненадобности или поддержание их в работоспособном состоянии до следующего использования. Пункты «1» и «7» всегда присутствуют. Промежуточные между ними можно в той или иной степени объединить или разбить ещё более детально. Все эти 7 этапов это пустая форма, которую можно наполнять содержимым, в зависимости от задачи стоящей перед управленцем. Эти этапы в равной мере подходят, как для сложнейших управленческих задач, так и для решения простейших бытовых проблем. Множество процессов управления не могут осуществляться без создания структуры, которая бы отвечала за успешную реализацию концепции и процессов управления. Структурный способ управления – способ управления, при котором информация передаётся адресно по вполне определённым элементам структуры, сложившейся (или целесообразно сформированной) ещё до начала процесса управления. В рамках этой структуры для повышения эффективности достижения поставленных целей так же необходимо ввести 3 базовых правила: 1) Надо назначить управленца, который бы нёс единоличную персональную ответственность за результат; 2) Этому управленцу необходимо предоставить все необходимые полномочия для достижения этого результата; 3) Ему необходимо дать все необходимые ресурсы для реализации своих полномочий и достижения результата. Бесструктурный способ управления - способ управления, при котором нет заранее сложившихся структур. Происходит безадресное циркулярное распространение информации в среде, способной к порождению структур из себя при установлении информационно-алгоритмических взаимосвязей между слагающими среду элементами. Хорошей иллюстрацией бесструктурного способа управления является человеческое общество. Каждый из нас так или иначе включён в множество различных структур. Но в то же время, живя своей повседневной жизнью, принимая какие-то решения о краткосрочных или долгосрочных планах, мы руководствуемся своими внутренними ощущениями. В этот момент мы не являемся частью какой-то структуры, но это не значит, что на нас в этот момент не оказывается никакого влияния. Бесструктурный способ управления подразумевает наличие множества элементов, каждый из которых способен к самоуправлению на основе той информации, которая есть у него в памяти и которую он воспринимает из внешней среды. Также каждый отдельный элемент обладает способностью выдавать информацию во внешнюю среду. Совокупность этих элементов называется суперсистемой. Суперсистема — множество элементов, хотя бы частично функционально аналогичных друг другу в некотором смысле и потому хотя бы отчасти взаимозаменяемых. Кроме того, все её элементы самоуправляемы (или управляемы извне) в пределах иерархически высшего объемлющего управления на основе информации, хранящейся в их памяти; каждым самоуправляемым элементом можно управлять извне, поскольку все они могут принимать информацию в память; каждый из них может выдавать информацию из памяти другим элементам своего множества и окружающей среде и потому способен к управлению, и (или) через него возможно управление другими элементами и окружающей средой. В конце семинара лектором был сделан вывод о том, что для достижения целей в государстве должна быть сформирована собственная концепция развития. Решение ставящихся задач должно ложиться на плечи управленчески-грамотного персонала, а в основе этой управленческой грамотности и лежит ДОТУ. Итог семинара: обучающиеся, в том числе магистранты направления «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет. Анализ. Аудит», и преподаватели проинформированы об основах Достаточно Общей Теории Управления. Всего в семинаре приняли участие более 35 слушателей, в том числе 33 магистранта ФГБОУ ВО СПбГАУ. |